Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54

Главная / Интересное вокруг / Интересное вокруг

12.01.2009

Фестиваль «К 110-летию Франсиса Пуленка»: концерт-открытие

 

Французский композитор Франсис Пуленк (1899-1963) — одна из интереснейших фигур во французской музыке первой половины XX века. Его творчество охватывает почти все академические жанры. Он участник «Группы Шести» (известной в России как «французская Шестерка»), имеющий, как и все остальные ее члены (Онеггер, Мийо, Орик, Дюрей, Тайфер) ярко индивидуальное творческое лицо. Лирическая непосредственность,  преобладание светлой меланхолии, опора на французскую песенную мелодику,  в сочетании с элементами стилевых направлений европейского модерна (выраженных в неожиданных конструктивных и оркестровых решениях,  концептуализме и эпатаже некоторых замыслов),  делают его совершенно непохожим на других членов Шестерки, прежде всего на Онеггера и Мийо.

Однако, в отличие от своих коллег, Пуленк менее известен в нашей стране как целостная творческая фигура. С одной стороны, некоторые его произведения (прежде всего камерные) достаточно известны и вошли не только в профессиональный концертный репертуар, но и в педагогическую практику. С другой — есть  сочинения, практически не известные широкой публике (в основном крупные инструментальные и музыкально-театральные). Поводит традиционное российское невнимание к современной музыке — не с точки зрения ее «неисполнения» вообще, а в плане нежелания расширять репертуар: звучит, как правило, одно и то же. Есть и более банальные причины, такие как труднодоступность нот произведений крупной формы (в то время как небольшие камерные сочинения успешно переиздавались в сборниках). Из крупных инструментальных сочинений в большей степени «повезло» Фортепианному концерту и сюите Aubade, которая присутствовала в т.ч. в репертуаре С. Рихтера. В русскоязычной музыковедческой литературе целостного облика композитора тоже пока не создано: ему посвящены главы в книгах о французской Шестерке, статьи, где наибольшее внимание уделено вокальной музыке композитора.

Поэтому, задуманный группой молодых музыкантов (студентов и аспирантов Московской консерватории) и проходящий сейчас в Москве фестиваль «К 110-летию Франсиса Пуленка» — событие знаменательное. В течение двух месяцев (25.12.2008 – 22.02.2009) состоится девять концертов. На них планируется исполнить более двух десятков ключевых, в том числе малоизвестных, сочинений Пуленка в разных жанрах: симфонических (концерты для разных составов), камерно-инструментальных и камерно-вокальных, а также крупные вокально-инструментальных (моноопера, кантата).  Это первое мероприятие такого масштаба, посвященное данному композитору в нашей стране. Прозвучат на фестивале и несколько сочинений композиторов-современников Пуленка:  его соотечественников (Ш.Кёклен, Ф.Шмитт, А.Онеггер), и русских представителей эпохи (Прокофьев, Стравинский, Шостакович). Если учесть, что Пуленк активно поддерживал отношения с композиторами других школ и эстетических взглядов (например, был знаком с представителями нововенской школы, общался с Прокофьевым), то  подобный «контекст» в рамках фестивальной программы представляется удачной задумкой. Помимо концертов, в рамках фестиваля пройдут фотовыставки и показ архивного видео (концерты Франсиса Пуленка, записанные в последние годы его жизни).

Интересно и то, что для каждого мероприятия выбран свой концертный или выставочный зал. Только зал ГММК им. Глинки будет задействован дважды, остальные залы присутствуют по одному разу: открытие — Пятая студия ГДРЗ, закрытие — Малый зал консерватории, камерные концерты — Международный центр-музей имени Н.К. Рериха, Культурный центр имени П.И. Чайковского, Музеи А.Н. Скрябина и С.С. Прокофьева, концертный зал имени Н.Я. Мясковского в консерватории.  И три разных зала для выставок! Полезно ли это для фестиваля? Безусловно! В разные залы может прийти разная публика (география города здесь стоит не на последнем месте), атмосфера зала влияет на восприятие музыки разных жанров. Да и исполнителям интересно поиграть на разных сценах.

Кстати, об исполнителях. Идея фестиваля родилась именно в их кругах: в числе главных организаторов — пианистка Елена Тарасова (она же автор идеи проекта) и флейтист, солист квартета «Сиринкс» Святослав Голубенко. Жизнеспособность подобных начинаний уже подтверждена другими «исполнительскими» фестивалями (среди самых известных — «Возвращение», тоже консерваторский). Отраден и тот факт, что молодых организаторов на этот раз поддерживает множество структур, среди которых — Министерство культуры РФ, консерватория,  Москонцерт, Французский культурный центр и посольство Франции, а также ведущая академическая радиостанция «Орфей», более десяти печатных изданий и ряд интернет-изданий, независимые спонсоры. Новое поколение научилось стучаться в двери, предлагать, договариваться и реализовывать…  а ведь было время, когда это казалось немыслимым.

Концерт-открытие фестиваля состоялся 25 декабря 2008 года в Пятой студии Государственного Дома радиовещания и звукозаписи. Достаточно серьезная сцена, но при этом без излишнего академизма. Вспомнилось, как в «трудные годы» здесь проходили концерты фестиваля «Альтернатива», при полном аншлаге и в каком-то наэлектризованном» воздухе… Нынешний фестиваль начался не так «альтернативно», но ощущение воздуха и свободы, безусловно, присутствовало.

С приветственным словом выступил композитор и педагог, руководитель Московского ансамбля современной музыки и сопредседатель Российской секции Международного Общества Современной Музыки (ISCM)  Юрий Каспаров. С Францией его связывают многочисленные творческие контакты — с исполнителями и ансамблями современной музыки, музыкальными издательствами. Он также является Кавалером французского ордена «За заслуги в искусстве и литературе» — редчайший случай для российского композитора!. «Дата не такая круглая — 110 лет, но фестиваль этот — очень своевременный, позволяет услышать целый ряд ключевых сочинений Пуленка» — отметил Каспаров. Говоря о французской «шестерке», он коснулся темы творческого и личностного различия всех ее представителей, отметив черты, присущие именно Пуленку: «минимум пафоса, удивительная простота, эстетика мюзик-холла, соприкосновение со многими музыкальными явлениями эпохи — шансон, эстрадой, киномузыкой».

Краткое напутствие фестивалю дал руководитель концертного отдела Москонцерта Александр Церетели. «Нас ожидает уникальное мероприятие, целиком подготовленное молодыми музыкантами! В фестивальную жизнь пришло новое поколение», – отметил он.  Действительно, организаторы фестиваля — аспиранты и студенты Московской консерватории, только начинающие свою самостоятельную творческую жизнь. По молодости оргсостава фестиваль может быть сравним только с начальным этапом фестиваля «Возвращение», в результате ставшего успешным ежегодным проектом.

Шеф-редактор радиостанции «Орфей», Заслуженный работник культуры РФ  Елена Панфилова отметила, что в программе фестиваля «много незнакомых сочинений», а также выразила надежду что фестиваль «поможет ответить на вопрос, почему Пуленка называют любимцем парижан». (Концерт-открытие был записан радиостанцией и прозвучал в эфире несколькими днями позже, что значительно расширило его аудиторию. )

В программу концерта-открытия  вошли три произведения Пуленка крупной формы для фортепиано с оркестром, написанные в разные периоды жизни композитора: «Aubade» (в русском переводе — «Утренняя серенада») для фортепиано и восемнадцати инструментов (1929), Концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор (1949) и Концерт для двух фортепиано с оркестром ре минор (1932).

«Утренняя серенада» была призвана стать символичным открытием фестиваля. Восьмичастная Aubade — сочинение музыкально-сценическое (имеет подзаголовок «хореографический концерт») и при отсутствии постановки требует от слушателя изысканного воображения. Сюжетная канва балета отражает тенденции времени: она основана на античном мифе о Диане (Артемиде) — дочери Юпитера, обреченной на вечное целомудрие. Что касается музыки, то Пуленк здесь верен себе: мелодизм, игра с мотивами, варианты звукорядов (например, фригийский лад).  Непохоже ни на Равеля, ни на Стравинского; больше, пожалуй, напоминаний о традициях французского балета более ранних эпох (нередкая квадратность, специфические каденции) — но в некотором зеркальном преломлении.  Солист Рустем Кудояров продемонстрировал пристальное внимание к тексту и к «живому течению событий» в партитуре. Было как минимум занимательно (назвать эту музыку «захватывающей» трудно — эстетика иная).

Сольный концерт: не слишком мрачная меланхолия первой части, с ее песенной темой главной партии, изобилием секвенций, эллипсисов, вниманием к красоте нонаккордов (призрачный Равель кое-где)… Светотень мажоро-минора в медленной части и развеселые шансонные мотивы в финале (цитаты?) — чем не образ мартовского Парижа!..  Прекрасное впечатление оставило бережное, изящное туше Елены Тарасовой. «Округлость» фразировки, отработка и осмысленность деталей, безупречная мелкая техника — все это наряду со стремлением «передать образ сочинения», а не «выстроить образ солиста-виртуоза». Качество, не такое частое среди современных пианистов, часто тяготеющих к «спортивности». При этом, захотелось в будущем выяснить, как этот «образ» будет складываться у пианистки в концертах других композиторов, совершенно иных по своему облику: допустим, Брамса или Шостаковича.

Впечатлил двухрояльный концерт.  Блестящие каскады фортепианных пассажей замечательно дополняют череду подчеркнуто легкомысленных, иногда страстно-лирических «шансонных» мелодий. В какой-то момент возникает будто бы «серьезная» музыка (неоклассическая стилизация), но эта серьезность — понарошку, и на смену ей неизменно приходит какая-нибудь легкомысленная мелодия. Замечательная вторая часть: легкая, «весенняя», с излюбленными Пуленком песенными темами! Яркий финал, с его настроением изящной игры, завершает этот блестящий цикл.  Ансамблевая игра двух пианистов (Елены Тарасовой и Рустема Кудоярова) стала подлинной jue perle,  передающей виртуозный блеск и неподдельный шарм, присущие концерту.

Немного «подвел» концерт, с точки зрения качества исполнения, оркестр ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова. Яркий артистизм дирижера Вячеслава Валеева, его стремление «разогреть» оркестр не смогли скрыть  явных технических огрехов в медной группе, элементарной недоученности, а также отсутствия общей слаженности групп. Безусловно, сказывается новизна материала и, вероятно, загруженность оркестра текущими учебными проектами. Остается надеяться, что к концерту-закрытию фестиваля  22 февраля (где из сочинений с участием оркестра будут представлены кантата «Бал-маскарад» и органный концерт Пуленка), оркестр придет в лучшей технической форме.

Что касается акустического баланса, то, как ни странно, даже при наличии двух роялей фортепианные партии прослушивались недостаточно хорошо, даже из центральной части зала. В двухрояльном концерте партия второго рояля иногда полностью «выпадала». Вероятно, при «трибунной» структуре зала стоит располагать оркестр несколько дальше от публики. Думаю, что эта проблема была полностью снята в радиотрансляции.

Нельзя не отметить блестящую работу молодого музыковеда Натальи Ренёвой, выступившей как в устной роли ведущей концерта, так и в роли составителя текстов  о композиторе для буклета фестиваля и комментариев к программе. Стремление к насыщенности текста, к «исчерпанию темы», при отсутствии словесной «паутины» (которой так часто грешат молодые музыковеды), говорит об уже выработанном профессионализме и понимании своей роли в аудитории.

Двойственное впечатление от музыки на данном концерте нисколько не повлияло на общий интерес к фестивалю. Тем более что впереди — интереснейшие концерты. Уже 14 января в концертном зале Музея имени Глинки пройдет второй концерт, посвященный сонатам Пуленка с фортепиано: для скрипки, для виолончели, для флейты, а также для двух роялей. В числе исполнителей — снова Елена Тарасова и Рустем Кудояров, а также Святослав Голубенко (флейта), Борис Лифановский (виолончель), Илья Гайсин (скрипка), Алексей Кудряшов и Карина Магакян (фортепиано). А 17 января в Центре имени Н. К. Рериха прозвучат четыре вокальных цикла и «Негритянская рапсодия».

 

Подробная программа фестиваля и комментарии — см. на сайте www.poulencfest.ru

 

Юлия Геннадьевна Дмитрюкова
Статья написана при участии Кирилла Кузьмина

Вернуться

Календарь концертов

Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
6
9
10
12
13
14
21
28
30
31
1
2

Ближайшие концерты

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

 

 

 

 

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2019
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

Отделения

Отделение по международной работе и платным формам обучения

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных