Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54

Главная / Современники / Современники

18.01.2009

С. И. Танеев и Вл. В. Протопопов в общении с учениками

 

От редакторов
Владимир Васильевич Протопопов (1908-2004) — выдающийся отечественный музыковед, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Государственной премии РФ, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории. Ему принадлежат многочисленные исследования по истории музыки, полифонии, истории музыкальной формы. Благодаря его усилиям, был заново открыт целый пласт русской музыки доглинкинского периода.


Константин Владимирович Корзун — преподаватель Академического музыкального колледжа, ученик В.В. Протопопова.


Данный материал был впервые прочитан в виде доклада на конференции к 100-летию со дня рождения В.В. Протопопова, состоявшейся в Московской консерватории в октябре 2008 г.

 

 

В.В. Протопопов

Моё знакомство с личностью Сергея Ивановича Танеева относится к 1991 году, когда я со своими сокурсницами проходил музейную практику в Клину. В Доме-Музее П. И. Чайковского мы проводили экскурсии (в том числе и по экспозиции, посвящённой Танееву), а в перерывах с большим удовольствием пели с листа романсы Сергея Ивановича. Пожалуй, это была вся музыка Танеева, которую мы тогда знали. Однако в последующие несколько лет я узнавал творчество Танеева всё больше и больше, и к третьему курсу консерватории стало окончательно ясно, что моя дипломная работа так или иначе будет связана с этим композитором. Я «проболтался» об этом Татьяне Наумовне Дубравской, у которой тогда занимался в курсе полифонии, и она посоветовала писать работу под руководством Владимира Васильевича Протопопова, добавив: «Если вы хотите, Костя, чтобы это была именно ваша концепция, ваша работа, то лучше Владимира Васильевича я никого посоветовать не могу. Он очень поможет, но работа будет именно ваша!» Так я познакомился со своим научным руководителем, за что очень благодарен Татьяне Наумовне.

Меня поразило, что с самых первых занятий (а я занимался не только дипломом, но и полифонией) Владимир Васильевич общался со мной на равных, как с коллегой, причём ощущение это я испытывал именно во время урока, а не до него или после. Интересно, что и Танеев общался с учениками примерно так же: «Танееву в равной мере было чуждо подобострастное отношение к людям высоко стоящим или же отношение свысока к ниже его в общественном смысле стоящим людям. У него было глубокое уважение к личности человека вообще» (выделено мной — К.К.) По прочтении литературы о Танееве мне было известно, что занятия с учениками Сергей Иванович считал едва ли не самым важным для себя (может, выше он ставил свои научные изыскания, но и они так или иначе «внедрялись» в сознание его учеников, особенно лучших). И вот таким же, увлечённым наукой, готовым делиться со своими учениками, как с коллегами, обширнейшими знаниями и пониманием музыки, предстал передо мной мой научный руководитель. Мне вообще иногда казалось, что Владимир Васильевич довольно часто общался с Сергеем Ивановичем, и поэтому моё ощущение и понимание Танеева и его музыки усиливалось. Между прочим, когда не стало Танеева, Владимиру Васильевичу было уже семь лет, то есть, можно сказать, он был его младшим современником.

Вл. В. Протопопов обладал очень широкими взглядами, которые позволяли ему многопланово подходить к той или иной проблематике. Он не обладал той категоричностью, которой, к сожалению, отличаются многие деятели музыкальной науки. Приведу характерный пример. Моя дипломная работа была связана с фортепианными ансамблями С. И. Танеева, и одна из глав неизбежно должна была быть посвящена фортепианному квинтету. Как известно, разбор этого сочинения уже был сделан Л. З. Корабельниковой в исследовании «Творчество С. И. Танеева», и я не видел смысла вторично разбирать квинтет. С этими сомнениями я и пришёл к Владимиру Васильевичу, который сказал мне:

— Ну и что, что Корабельникова проанализировала квинтет, ведь в вашей работе будет ваш анализ этого сочинения!

— А если какие-то мои выводы совпадут с выводами Корабельниковой?

— Значит, определённые закономерности действительно существуют в квинтете, раз и вы, и Корабельникова пришли к одному и тому же.

Ободрённый, я написал о квинтете около сорока страниц.

Владимир Васильевич очень тщательно проверял принесённые фрагменты текста дипломной работы, не пропуская ни одной детали. Так, например, в одном из предложений я употребил слово «изыск». Учитель взял стремянку, поднялся по ней (а потолок в квартире был довольно высокий) и взял с верхней полки словарь. Раскрыв его, Владимир Васильевич показал, что слова «изыск» в русском языке нет, а слово «изыскание» — есть! Так же тщательно Вл. В. Протопопов читал и печатные издания. Например, один раз он похвастался: «Вот, мой ученик подарил мне свой учебник!» Когда же Владимир Васильевич стал пролистывать учебник, я обратил внимание на карандашные пометки в нотных примерах, сделанные его рукой. Так вот, почти каждый третий нотный пример был с опечатками, что не прошло мимо внимания Владимира Васильевича. Нет никаких сомнений в том, что для обнаружения этих опечаток Учитель вряд ли пользовался нотами: он просто ЗНАЛ эти произведения.

Фундаментальность знаний Вл.В. Протопопова была колоссальной, её можно сравнить с танеевской. Похожей была требовательность и С. И. Танеева, и Вл. В. Протопопова как к себе, так и к ученикам. Приведём высказывание Н. Д. Кашкина о Танееве, которое в полной мере можно отнести и к Владимиру Васильевичу: «Как учитель, С. И. Танеев был очень требователен, но только не в смысле внешней строгости, ибо с его натурой и его мировоззрением было совершенно несовместимо брать на себя роль какого бы то ни было карателя. Строгость его заключалась в том, что он не довольствовался в учениках посредственным выполнением работ и всячески старался повысить их уровень»
Известно, что со своими частными учениками С. И. Танеев принципиально занимался бесплатно, о чём, например, пишет в своих воспоминаниях Ю. Померанцев: «Не взимая платы за учение, С. И. был свободен в распределении занятий и мог, поэтому, назначать уроки, особенно в первое время обучения, так часто, как находил нужным. На уроках С. И. забывал о дорогом для него времени, оно незаметно пролетало; едва ли нашёлся бы другой учитель, который так искусно умел использовать время наших совместных занятий» Надо заметить, что именно к Померанцеву Танеев относился с особой теплотой, называя его Юшей. Ученик чувствовал поистине отеческую заботу о себе: «Не только в преподавании музыкальных предметов сказывался исключительный педагогический талант С. И.: он умел необычайно влиять на нас и как учитель жизни, как образец чистоты и совершенства, к которому мы должны стремиться и который, как исключительное счастье наше, был всегда пред нашими глазами».

В определённый сложный период моей жизни я был вынужден временно «исключиться» из консерватории. Когда я сообщил об этом Владимиру Васильевичу, он воспринял информацию очень спокойно, а потом… назначил мне стипендию, причём сделал это так тонко, что мне не удалось отказаться от его помощи. Помнится, он сказал: «Вы же теперь не получаете стипендию, а я вам её назначаю». Через полгода я восстановился в консерватории.

За два с небольшим года занятий с Владимиром Васильевичем он сумел совершенно ненавязчиво убедить меня в моей значимости. Ему хотелось, чтобы я пошёл в аспирантуру. Так получилось, что писать диссертацию о монотематизме (а именно так её мыслил Владимир Васильевич) мне не хотелось, а как сказать об этом Учителю, я не знал. Это и явилось причиной, по которой я после успешной защиты дипломной работы на несколько лет «исчез» из его поля зрения. И вот, когда хоронили Виктора Павловича Фраёнова, я понял, что могу не успеть свидеться с Владимиром Васильевичем. К счастью, благодаря посредничеству очень дорогого мне человека, я пришёл к Учителю в гости — просто поговорить. Наконец-то я принёс ему экземпляр моей дипломной работы «Фортепианные ансамбли С. И. Танеева: к проблеме монотематизма». Принимая работу, Владимир Васильевич сказал, посмеиваясь: «Ну вот, теперь у меня в квартире будет одна книга, хе-хе! Свои я все раздарил» Через некоторое время после моего визита Владимира Васильевича не стало. Но я успел…

Я очень часто думал, каким образом Владимир Васильевич Протопопов прожил столь большую жизнь в столь экологически неблагополучном месте — центре Москвы. Всё дело в том, что Учитель никогда не позволял своему интеллекту расслабиться, он всегда был многим заинтересован. Владимир Васильевич никогда не жаловался на здоровье, как это бывает у подавляющего большинства людей даже младше него. Каждодневное общение с музыкальными произведениями и учениками продлило ему жизнь. Я благодарен судьбе за счастье общения с Учителем — Владимиром Васильевичем Протопоповым.

Константин Владимирович Корзун

Вернуться

Календарь концертов

Октябрь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
17
18
23
24
31
1
2
3
5

Ближайшие концерты

 

 

 

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2017
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Педагогам

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

События

Мерзляковка приглашает друзей

Летняя творческая школа «Мерзляковка приглашает друзей в Сочи!»

Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам им. Д.А.Блюма

Общероссийский конкурс Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин музыкальных училищ и колледжей России "Теория и история - энциклопедия музыки"

Открытый всероссийский детско-юношеский фестиваль камерных ансамблей

Юный органист

Международный арфовый фестиваль имени М.П.Мчеделова

Фестиваль контрабасистов 2014

Всероссийский конкурс студентов музыкальных училищ и колледжей

Дельфийские игры 2012

Поздравляем победителей

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Противодействие коррупции