Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54

Главная / Современники / Современники

17.03.2011

Творческий портрет О. В. Комарницкой

   C момента своего основания Московская консерватория славится высочайшим уровнем образования, талантливыми работоспособными студентами и, конечно, блестящим профессорским составом. В МГК преподают выдающиеся исполнители и дирижёры, известность которых выходит далеко за пределы нашей родины (достаточно вспомнить имена В. В. Горностаевой, Ю. А. Башмета, Г. Н. Рождественского и многих других), а также музыковеды, чья научная деятельность вносит огромный вклад в российское музыкознание и ставит консерваторию в один ряд с крупнейшими научными центрами Европы, Канады, США.
    Одним из таких учёных является Ольга Виссарионовна Комарницкая – кандидат искусствоведения, профессор кафедры Междисциплинарных специализаций музыковедов МГК, победитель международного конкурса «Фулбрайт», музыкально-общественный деятель, педагог и просветитель. Будучи выпускницей кафедры теории музыки (класс Валентины Николаевны Холоповой), Ольга Виссарионовна всю свою жизнь посвятила изучению великого жанра оперы. Круг исследуемых ею сочинений невероятно широк:начиная от барочных образцов, шедевров Глюка и Моцарта и далее через русскую классику и западный романтизм к величайшим творениям ХХ века, включая вторую его половину (оперы Циммермана, Денисова, Слонимского, Шнитке и многих других). Обладая неистощимой творческой энергией и колоссальной работоспособностью, Ольга Виссарионовна никогда не устаёт творить. Все её работы характеризуются удивительной точностью высказывания, профессионализмом, поражают грандиозностью объёмов, концепций и ярчайшей индивидуальностью. Несмотря на то, что научная деятельность музыковеда охватывает все эпохи существования оперного жанра, излюбленным предметом изучения является русская музыка ХIХ века. Ей принадлежат труды об операх Глинки, Мусоргского, А. Рубинштейна, Римского-Корсакова, Чайковского. Одним из самых оригинальных и самобытных, на наш взгляд, является труд «Скрытые смыслы содержания в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в которой автор рассматривает «Китеж» как грандиозную сакральную концепцию, с отражением в ней религиозных служб, церковных праздников, Евангелия, Откровения Иоанна Богослова и т. д.
    Поражают глубиной исследования, касающиеся таких опер ХХ века, как «Огненный ангел», «Дуэнья», «Война и мир» Прокофьева, «Нос» и «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Царь Эдип», «Мавра» и «Похождения повесы» Стравинского, «Сон в летнюю ночь» Бриттена, «Ожидание» Шёнберга, «Воццек» и «Лулу» Берга. Если рассматривать вторую половину века, оперные шедевры которой еще не изучены досконально, выделяются труды об операх Щедрина («Лолита», «Очарованный странник», «К вопросу о жанровом содержании Боярыни Морозовой»; эти работы получили высокую оценку самого композитора), Слонимского («Мастер и Маргарита»), Денисова («Пена дней», «Четыре девушки»), Шнитке («Жизнь с Идиотом», «Джезуальдо», «Фауст»), Буцко («Записки сумасшедшего») и многих других. Большой интерес представляет исследование под названием «Чертогон» – опера-микста», отрывок которого опубликован в книге «FESTSCHRIFT Валентине Николаевне Холоповой» (редактором-составителем книги также является наша героиня). Крупномасштабная оперная дилогия Николая Сидельникова, до настоящего времени еще не поставленная на оперной сцене, привлекла внимание ученого, и она, имея перед собой только гигантский нотный текст (около 600 страниц клавира), осуществила детальнейший анализ этого сочинения: начиная от истории создания, сравнения с литературным первоисточником и заканчивая поразительными подробностями элементов музыкальной композиции.
   В 1997 году О. В. Комарницкая стала победительницей международного конкурса «Фулбрайт» и провела ряд открытых лекций в США. Общество музыковедов страны избрало её своим почётным членом. В результате этой поездки была создана замечательная серия работ «Американская опера ХХ века», в которой автор подвергает тщательному анализу оперное творчество Дж. Гершвина, Д. К. Менотти, К. Флойда, В. Персикетти, В. Томсона, М. Блицтайна, Л. Бернстайна и др. Особого внимания заслуживает исследование под названием «Джон Корильяно и его опера «Ghosts of Versailles». Известно, что Ольга Виссарионовна лично беседовала с композитором об этом сочинении, и по окончании беседы Корильяно подарил ей рукописную партитуру «Призраков Версаля».
    Один из последних трудов музыковеда посвящен опере «Собачье сердце» Александра Раскатова и написан в результате поездки на премьеру сочинения в Амстердам вместе с В. Н. Холоповой. Там состоялось еще одно знаменательное событие – долгожданное знакомство с С. Лейферкусом, который в премьерном спектакле с успехом исполнил партию профессора Преображенского.
   Ольга Виссарионовна является постоянным участником российских и международных научных конференций (в 2007 году она была приглашена в Китай), автором многочисленных статей, которые регулярно публикуются в изданиях МГК и в музыковедческих журналах («Российский музыкант», «Музыкальная академия» и др.). Никогда не останавливаясь на достигнутом, этот удивительный ученый постоянно стремится к новым открытиям, её девиз – «исследовать нерешённое».
    Педагогическая деятельность О. В. Комарницкой столь же обширна, как и научная. С начала 90-х годов работала на кафедре теории музыки МГК, вела гармонию, анализ форм, полифонию, руководила дипломными работами дирижёров-хоровиков. С 1994 года является членом кафедры Междисциплинарных специализаций музыковедов. Благодаря ее усилиям был восстановлен в правах предмет Оперный театр, который она с успехом преподаёт на историко-теоретическом, вокальном и дирижёрском факультетах. Целью данного спецкурса, по словам самого профессора, является «всестороннее и глубокое изучение оперных произведений различных исторических эпох и индивидуальных стилей». На этих занятиях подробно излагаются важнейшие вещи, касающиеся жанра оперы, её драматургии и композиции, музыкальной формы, особенностей режиссуры и т. д. Кроме того, студентам предоставляется уникальная возможность видеопрослушиваний произведений, постановки которых осуществлялись лучшими театрами мира: Метрополитен-опера, Королевским оперным театром в Лондоне, Венским оперным театром, театром Ла Скала, Большим и Мариинским театрами, театром Арена ди Верона и др. Глубокое, всестороннее изучение жанра, наличие уникальных записей и блестящий педагогический талант Ольги Виссарионовны делают этот предмет поистине интересным и увлекательным! Также, наряду с другими членами кафедры Междисциплинарных специализаций музыковедов, она ведёт предмет Теория музыкального содержания у вокалистов III курса, руководит дипломными работами студентов и аспирантов и т. д.
   Мое знакомство с О. В. Комарницкой состоялось несколько лет назад в колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена, в котором я училась на струнном отделении. Здесь профессор преподает будущим исполнителям музыкальную литературу и полифонию. И каждый урок – это настоящий праздник! Обладая необычайной харизмой, умением невероятно ярко и красиво изложить свои мысли, Ольга Виссарионовна сразу же завоёвывает внимание и любовь своих учеников. Это увлекательнейший полёт в мир музыки, где забываешь обо всем и испытываешь только чувство неописуемого восторга! И на вопрос, как же ей удается так заинтересовывать студентов, учёный с улыбкой отвечает: «Моё credo – начать с самого гениального!»
   Встреча с О. В. Комарницкой оказалась для меня судьбоносной. Я всегда увлекалась теорией музыки, хотела ею заниматься, но родители видели свою дочь только скрипачкой. Поступив в колледж музыкального исполнительства, я уже практически не думала о карьере музыковеда, но Ольга Виссарионовна в один миг сумела пробудить все мои надежды и мечтания! Каждую неделю, с замиранием сердца я ждала ее урока, считая дни, часы, минуты... и когда он наконец начинался, чувствовала себя на седьмом небе от счастья. Она покорила меня своими лекциями, своим талантом, своей личностью и помогла понять, что именно музыковедение – тот единственный верный путь, по которому я должна идти. И теперь я студентка теоретического отделения АМК при МГК.
   Хочется пожелать дорогому Учителю крепкого здоровья, талантливых, преданных учеников и, конечно же, новых, потрясающе ярких, звёздных открытий!

 

Анастасия Попова,
студентка III курса теоретического отделения

Вернуться

 

 

 

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2017
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Педагогам

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Проекты

Конкурсы и фестивали

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Коррупция