Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54

Главная / Театралы / Театр

26.03.2008

«Сестра Анжелика», опера Дж. Пуччини в учебном театре ГИТИС

Спектакль учебного театра ГИТИС, мастерская Р. Виктюка, (в рамках фестиваля «Столичный ренессанс»), на сцене театра-студии В. Стеклова, 25/11/07

Начну с того, что в театры, в т. ч. и в оперные, не хожу очень давно (кроме Большого по служебному положению и Мариинки, когда бываю в Питере). Такая же специфическая вещь, как спектакль РАТИ (ГИТИСа) – этой своего рода «театральной фабрики» — наверное, требует особого взгляда и хорошей осведомленности, «подкованности» в последних театральных тенденциях, чего у меня ни в какой мере нет. Как правило, основу публики таких спектаклей составляют «свои», на них в большой мере и расчет. А я на подобном спектакле — второй раз в жизни. Поэтому сразу оговорюсь: не претендуя на объективность, выражаю лишь свои впечатления полудилетанта — вдруг они кого-то заинтересуют.

Итак, в целом — впечатление осталось хорошее, положительное. Главная заслуга этого, безусловно, в музыке Пуччини, а не в режиссерской «концепции». Впрочем, как написал Б. А. Покровский, «В опере режиссер – раб композитора», т.е. его задача – раскрыть МУЗЫКАЛЬНУЮ ДРАМАТУРГИЮ, не меньше и не больше! (Хотя едва ли в сегодняшнем ГИТИСе найдется много поклонников этого взгляда). Более того, пару лет назад я смотрел видеозапись «Сестры Анжелики» из «Ковент Гарден», и впечатление осталось довольно смутным. Т.е. именно в данном студенческом спектакле (несмотря на исполнение под «псевдофортепьяно»!) я лично открыл для себя эту маленькую оперу. Выходит, с этой, решающей точки зрения спектакль удался — остальные достоинства и недостатки уже второстепенны.

Среди безусловных удач нельзя не отметить отличную работу концертмейстера. И это притом, что исполнение шло под цифровой синтезатор! Обычного фортепьяно (не говоря о рояле), видимо, на этой площадке не оказалось. В таких условиях передавать богатейшую тембровую палитру пуччиниевских оркестровых красок — задача почти невозможная, но она была выполнена.

Безусловно, яркое впечатление осталось от исполнительницы роли главной героини. Ее глубокий, насыщенный тембр, словно созданный для веристских опер, прочтение вокальной партии, актерская игра, от первых немых сцен до финального монолога — все попадало «в точку», создавая законченный, продуманный образ, идущий целиком и полностью от музыки. Смею предположить здесь бóльшую заслугу не столько режиссера, сколько самой певицы.

Впрочем, интересны были почти все сценические образы. У каждой из сестер-монахинь – своя история и судьба, приведшая их в монастырь, и каждая, как и Анжелика, достойна драматического сюжета. Убедительно воплощен актерски, хоть и не без потерь в вокале, диктаторский образ аббатисы, держащей монахинь в неослабевающей узде. Фигура воспитательницы, напротив, драматургически не очень оправдана, но спета эта небольшая партия была ярко и убедительно. Очень хорошо прозвучали и все многочисленные ансамбли (за исключением финального), что позволяет говорить о высоком профессиональном уровне музыкальной подготовки спектакля в целом.

Самый крупный упрек режиссеру, смазавшему впечатление к концу, – финал оперы. Сцена с выходом к умирающей героине ребенка (ее умершего сына, который забирает страдающую мать в рай под звучание ангельского хора) была решена очень примитивно. Создалось даже впечатление, что эпизод делался наспех в последний момент (может, были какие-то проблемы с маленьким актером, и потребовалась срочная замена?). Просветленный, мистический колорит этой сцены был полностью потерян.

Слишком утрирован и «отрицательный персонаж» — графиня, тетка Анжелики, равнодушная к ее судьбе и к смерти ребенка. Пуччини порой создавал гротесковые образы, но в данном случае музыка никак не оправдывала такое решение. Графиня появилась с неестественно набеленным лицом, вся усеянная перстнями, в инвалидном кресле и с бутафорской плюшевой собачкой! Словно пародия или маска «комедии дель арте», она выпадала из общего круга персонажей.

Не очень понятными мне остались декорации, несколько однообразными — костюмы. Однако в целом, повторяю, спектакль, режиссерскую и актерскую работу, а особенно музыкальную часть я оцениваю очень высоко. С интересом буду ждать следующего спектакля — «Плащ» Пуччини.

Борис Мукосей

От редактора:

На фестивале «Столичный ренессанс» опера «Сестра Анжелика» Дж. Пуччини в постановке Д. Касимова была названа «Лучшим спектаклем» и получила премию «За лучшее музыкальное оформление спектакля». В номинации «Лучшая женская роль первого плана» премия была присуждена Надежде Карязиной за роль сестры Анжелики.

См: http://vkontakte.ru/club687579

Вернуться

Календарь концертов

Март 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
25
26
1
3
4
5
6
7
8
12
13
18
27
28
29
31
1
2
3
4
5
6
7

Ближайшие концерты

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

 

 

 

 

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2019
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

Отделения

Отделение по международной работе и платным формам обучения

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных