Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54

Главная / Театралы / Театр

21.03.2008

Новый «Евгений Онегин» в Большом театре

Режиссер и художник – Дмитрий Черняков.
Дирижер – Александр Ведерников.

Сколько уже дискуссий велось вокруг этого «Онегина», сколько было сказано негатива и позитива… В сущности, каких-то крайностей «авангарда» в этом спектакле нет — если ждали от Дмитрия Чернякова чего-то вроде «Аиды» в Новосибирском оперном театре, то весьма ошиблись. Да и автор этих строк, признаться, шел первый раз на спектакль с ожиданием увидеть «что-нибудь этакое», но испытал приятное разочарование. Если хоть немного быть в курсе разных постановок этой оперы за пределами Москвы и Петербурга, то мировые подмостки видали куда более «авангардные» и нестандартные решения — к примеру, спектакль Гарри Купфера или последнюю постановку Цюрихской оперы (кстати, с Владимиром Федосеевым в качестве дирижера).

Но в том-то и дело, что именно в Москве даже малейшее изменение «канонического» оперного Онегина будет невероятно трудным. И для публики, и для исполнителей, уже не говоря о наших музыкально-
театральных «бонзах». Именно в Москве состоялась премьера «Евгения Онегина» почти 130 лет назад, именно с «Онегина» началась деятельность оперной студии К.С. Станиславского, постановка которого и стала самой «канонической». От нее отталкивались и живой классик оперной режиссуры Борис Покровский, и режиссер Кировского театра и фильма по опере Чайковского Роман Тихомиров. И московский оперный зритель уже не может воспринимать оперу саму по себе… Нет, идя в театр, он жаждет «того самого» Онегина, музыка и персонажи уже срослись неразрывно с «теми самыми» декорациями, мизансценами, костюмами. С колоннами, вальсом и полонезом, березками, мельницей и шубой Ленского… Это те же остатки «доброй старой жизни», с которыми мы не хотим расставаться, как (да простят мне столь низменную аналогию) конфеты «Красного октября» и «Советское шампанское».

Впрочем, в последние годы Москва уже видела «другого» Онегина. В «Новой Опере» в постановке С. Арцыбашева, не говоря уже об экспериментах над классическим наследием Дмитрия Бертмана. Но если вызывающе дискуссионный «Геликон» со всеми его поклонниками и хулителями давно вошел в повседневную культурную жизнь Москвы, то совершенно новый, переосмысленный спектакль в главном столичном театре — это уже слишком. Кажется, всё могли бы простить заправские меломаны, даже «снос» традиционных баратовских «Бориса Годунова» и «Пиковой дамы», но только не отказ от «старого Онегина»!

Что ж, негодование этих слушателей и зрителей вполне понятно. Как так можно издеваться над русской классикой! Все происходит на столе и вокруг стола! — даже сцена дуэли, которая похожа на пьяную драку!!! Нет ни хора крестьян, ни вальса, ни полонеза!!! Татьяна бьется в конвульсиях как истеричка! Ларина и Ольга вообще пошлы и вульгарны!…

Короче говоря, «замахнулись на святое»…

Но что есть «святое» в этой опере?

Как известно, Чайковский не хотел отдавать своего «Онегина» Императорским театрам и настоял на премьере силами студентов Консерватории. Он справедливо боялся, что обычная оперно-театральная рутина совершенно убьет главное в его произведении — стихию живого чувства. Он слишком понимал «неоперность» (если можно так выразиться) своей оперы, открыто подчеркнул ее подзаголовком «лирические сцены» и даже распорядился, чтобы клавир был издан ПРЕЖДЕ постановки — совершенно «антирекламный» в традиционном понимании ход, но настолько естественный для этого сочинения!

И что же произошло потом? Именно то, чего так не хотел автор, — тонкая, интимная красота отяжелела от больших сценических пространств, пышных костюмов, ярких бальных декораций, зеркал и драпировок. Сам Чайковский вынужден был переделать сцену бала, приписав «блестящий» экосез, — иначе не хватало столичного шика! И что с того, если прорвавшееся наконец чувство Онегина теперь грубо прерывается откровенно «громко-танцевальной» музыкой и стуком каблуков миманса…

Вернуть живую эмоциональность, очистить «Онегина» он наносной театральной мейерберовщины стремились и Станиславский, и Покровский. Но может ли сейчас взволновать зрителя то, что волновало его 100, 60 и 40 лет назад? А ведь сам Чайковский подчеркивал, что ему нужен сюжет, который сможет быть близок и понятен ему, тогда он сможет своей музыкой тронуть зрителя. Музыка Чайковского, разумеется, может и сегодня взволновать чуткое ухо сама по себе, но способствует ли этому «музейная» постановка? То, что было близко, понятно зрителям и исполнителям 19 и 20 веков, трогает ли того, кто сейчас идет в театр, не превращается ли в мертвое, слепое подражание «парикам, но без тех голов, на которых эти парики сидели» (Шуман)?

А на представлении «Онегина» в Большом наблюдается следующее: возмущенные и чертыхающиеся пенсионеры и живо реагирующая молодежь (и даже люди средних лет). Значит, объективный результат — получилось то, чего хотел Чайковский. Зритель реагирует, сочувствует, сопереживает! И при всех минусах и «натяжках» этой постановки (которые, безусловно, присутствуют), главного режиссер добился. А то, что есть в ней моменты вульгарные, резкие, даже грубые — в сценических эффектах, мизансценах и поведении актеров — так ведь и время сильно изменилось с 1879 года! А театр должен быть — в этом мое убеждение – для сегодняшнего зрителя, стыдливо опускать глаза, будто не замечаешь окружающей жизни — это стыдливость ложная. Кто тоскует «по старине» — пусть смотрит фильмы и записи старых спектаклей, а сегодняшний режиссер не должен забывать о том, что Татьяна очень скоро перестала слушать няню…

Другое дело — как сделать оперу, написанную в определенное время при определенных условиях, современной для публики сегодня, при этом не «модернизируя» ее искусственно?

 

Продолжение следует…

Борис Мукосей,
преподаватель колледжа

Вернуться

 

 

 

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2018
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Педагогам

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных