Мерзляковский пер. 11

Москва, 121069,
Мерзляковский переулок, д. 11

(495) 691-05-54

Главная / Творцы / Шедевры классики

14.10.2008

Жан Филипп Рамо (к 225-летию со дня рождения)

 

От редакторов:
перед Вами — третья статья, посвященная памятным датам 2008 года.
Она выполнена в жанре реферата и является дебютной работой
студентки 2 курса М.Зачиняевой в нашем журнале.

 

Жан-Филипп Рамо со скрипкой, портрет работы Жака-Андре-Жозефа АвеЖан Филипп Рамо (фр. Jean-Philippe Rameau, 1683-1764) — выдающийся французский композитор, музыкальный теоретик и общественный деятель первой половины XVIII века. Судьба этого гениального художника удивительно сложна. Он жил и творил на рубеже двух эпох европейской музыкальной культуры: барокко и классицизма. В его музыке, с одной стороны, отразилась пышность и масштабность стиля времени Баха и Генделя, концертность Вивальди и Д. Скарлатти, с другой — тяготение к ясности и лаконичности высказывания, что сближает Рамо с Глюком.

Творчество Рамо представлено инструментальными (около 50 сольных пьес для клавесина, объединенных в 5 сюитах; концертные пьесы для различных камерных составов), вокальными (кантаты для 1-2 голосов, вокальные дуэты, 2 вокальных канона), вокально-инструментальными (духовные мотеты для хора, солистов и оркестра) сочинениями. Наибольшее внимание композитор уделял музыкально-театральным жанрам (всего около 40 произведений): лирическим трагедиям и комедиям, операм-балетам (одна из вершин творчества — опера-балет «Галантная Индия», либретто Л. Фюзелье, 1735) и жанру комедии-балета («Принцесса Наваррская», либретто Вольтера, 1745 г.; 2-я редакция — «Празднества Рамира», 1745 г.), пасторалям и балетным актам.

Лирическая трагедия (tragédie lyrique) была любимым жанром композитора. Обычно она состояла из 5 актов с прологом. В основе либретто лежал мифологический сюжет, усложненный различными дополнительными линиями и нередко оканчивающийся трагично. Родоначальником жанра являлся Ж.-Б. Люлли. Рамо, впервые обратившийся к оперному жанру на пороге пятидесятилетия, значительно преобразовал лирическую трагедию при помощи мощных хоровых сцен, глубоких музыкальных характеристик, естественной выразительности музыкальной ткани и новых способов оркестровой звукописи. Развивая традиции Люлли, композитор проложил путь к будущим находкам Глюка. Среди лирических трагедий Рамо: «Ипполит и Арисия» (1733 г.), «Самсон» (не сохранилась; либретто Вольтера, 1733-36 гг.), «Кастор и Поллукс» (либр. П. Бернара, 1737 г. 2-я редакция — 1754 г.), «Дардан» (либр. М. Леклерка де ла Брюэр, 1739 г., 2-я ред. — 1744 г.), «Зороастр» (либретто Л. де Каюзака, 1749 г., 2-я ред. — 1756 г.), «Линус» (не сохранилась; либретто М. Леклерка де ла Брюэр, 1751 г.), «Абарис, или Бореады» (автор либретто неизвестен, 1764 г.).

Ж.Ф. Рамо — выдающийся музыкальный теоретик. К началу XVIII века, в связи с интенсивным развитием гомофонно-гармонического стиля, в западноевропейской науке о музыке накопилось множество разрозненных правил по генерал-басу. Теоретические обобщения  и блестящие открытия Рамо составили научную систему, ряд положений которой легли в основу учения о гармонии и получили дальнейшее развитие в работах теоретиков XIX-XX веков (например, Х. Римана). В «Трактате о гармонии, сведённой в своим естественным принципам» (1722) и «Новой системе музыкальной теории» (1726) Рамо ввел понятия «аккорд», «обращение аккорда», «аккорд с секстой», сформулировал правила генерал-баса, заложил основы теории функциональности (T, S, D). При помощи сложных расчетов он объяснил явление консонантности и диссонантности и признал образно-эмоциональное воздействие на слушателя определенных аккордов, тональностей и модуляций.

***

Жан Филипп Рамо был крещён 25 сентября 1683 года в дижонской церкви Св. Этьена, скончался 12 сентября 1764 г. в Париже.

Его отец Жан Рамо служил церковным органистом в Дижоне. Мать Клодина, дочь нотариуса из соседнего местечка Жемо, принадлежала к небогатому роду Демартинекуров. У Ж.Ф. Рамо было 5 братьев и 5 сестер. Фамилию Рамо носили многие дижонцы — ремесленники, мелкие торговцы, служащие. Дед Жана Филиппа по отцу, Антуан, был церковным сторожем.

Музыкальный талант у Рамо проявился еще в детстве. Мальчик научился играть на клавесине раньше, чем читать. Первым педагогом будущего композитора стал отец, взыскательный и строго наказывающий своих учеников за лень и невнимательность. Старания Жана Рамо увенчались успехом: все его дети стали профессиональными музыкантами. С 12 лет Жан Филипп интересовался театром, проявлял склонность к музыкально-теоретическим наблюдениям. В Дижонском иезуитском колледже, куда родители отдали подростка, он овладел игрой на органе и скрипке, начал сочинять.

В годы юности Рамо много путешествовал, побывал в Италии, Авиньоне, Клермон-Ферраке, Париже, Лионе, а в 1722 году окончательно обосновался в столице Франции. Здесь он познакомился с творчеством музыкантов старшего поколения — Ж. Б. Люлли, Ф. Куперена. В главный центр музыкальной культуры страны Рамо привлекла беззаветная увлеченность своими теоретическими открытиями, которые он жаждал пропагандировать на благо музыкальной науки, а также глубокая внутренняя уверенность в своём призвании к созданию сценических произведений. Непосредственным стимулом переезда в Париж для Рамо служил положительный отклик столичной прессы на выход в свет его «Трактата о гармонии». Главным источником его доходов в первые парижские годы были частные уроки.

В феврале 1726 года Рамо в возрасте 42 лет обвенчался с 19-летней Марией Луизой Манго, дочерью придворного оркестранта. Девушка отличалась добрым нравом и прекрасными манерами, хороший голос и вкус к пению впоследствии позволили ей участвовать в придворных исполнениях опер своего мужа. С 1727 по 1744 гг. Мария Луиза родила Жану Филиппу четверых детей.

В начале 30-х годов композитор приступил к сочинению оперно-балетной музыки. В это время Рамо находился под покровительством мецената А. де ла Пуплиньера, одного из богатейших людей во Франции. Благодаря его поддержке для Рамо стали писать либретто известные литераторы, в частности Вольтер. В 1733 году состоялась премьера лирической трагедии Рамо «Ипполит и Арисия». И в доме А. де ла Пуплиньера, где опера была поставлена первоначально, и в «Королевской академии музыки» трагедия имела оглушительный успех и привела к спору между сторонниками традиций Люлли и поклонниками нововведений Рамо. Характерно пышная, опера выражала большие страсти и воплощала образы коллективно-массового и картинно-живописного плана.

Однажды мне выпала возможность прослушать и увидеть фрагменты нотного текста лирической трагедии «Ипполит и Арисия». Фанфарные трагические возгласы струнных, открывающие увертюру, пластика, выпуклость мелодий в вокальных партиях – все это произвело на меня большое впечатление.

Успех «Ипполита и Арисии» определил дальнейшую судьбу Рамо: он продолжил сочинять лирические трагедии и быстро стал ведущим оперным композитором Франции. В 1745 году за выдающиеся достижения в области музыкального театра Рамо получил звание придворного композитора. С 1733 по 1760 г. в «Королевской академии музыки» прозвучали 23 его произведения, вызывая неизменные споры и восхищение. Приверженцы Люлли считали музыку этого композитора слишком «учёной», «проитальянской». С другой стороны, французские энциклопедисты, поддерживающие демократический жанр итальянской оперы-буффа, сильно критиковали творчество Жана Филиппа, связанное, как и у Люлли, с типом французской придворно-аристократической оперы. Сам же Рамо с уважением относился как к достижениям итальянской оперы, так и к традициям Люлли. Надо отметить, что композитор некоторое время увлекался работой и для демократических театров Сен-Жерменской ярмарки в Париже, однако, французская opera comique в 1-й половине XVIII века в силу разных обстоятельств не являлась ещё собственно жанром.

Получив заслуженное признание в области музыкальной теории, композитор Рамо стал постепенно терять интерес публики. Его художественные устремления начали противоречить новым тенденциям развития французского придворного музыкального театра. Кроме того, на французской сцене появился молодой талантливый К. В. Глюк, бывший учитель французской императрицы Марии Антуанетты: его оперная реформа произвела в Париже фурор, затмив все существовавшее до него. Все это привело к тому, что произведения Рамо сошли со сцены и были на долгие годы незаслуженно забыты.

Творчество Ж. Ф. Рамо —  выдающееся явление во французской музыке XVIII века, и прежде всего в области музыкального театра. На рубеже XIX-XX вв.  его красота и совершенство вновь были услышаны и осознаны. Им восхищались и активно пропагандировали К. Дебюсси и К. Сен-Санс. Начиная с XX века, произведения Рамо вновь можно увидеть и услышать на сценах как французских, так и зарубежных театров. Большинство из них также доступно в звукозаписи.

 Мария Зачиняева,
  студентка 2 курса теоретического отделения

Вернуться

Календарь концертов

Январь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3

 

Ансамбль ПРЕМЬЕРА

 

 

 

 

Как вы оцениваете сайт?

лучше всех

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Написать отзыв »

© Вебстудия ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при МГК имени П.И.Чайковского», 2006-2019
Москва, 121069, Мерзляковский пер., д. 11. Тел.: +7 (495) 691-05-54

Меню сайта

закрытьМеню сайта

Сведения об образовательной организации

История Училища

Абитуриентам УЧИЛИЩА

Абитуриентам ШКОЛЫ

Студентам

Методика

Музыкальная школа

Сектор педагогической практики

Конкурсы и фестивали

Проекты

Мультимедиа

Масс-медиа

Концерты

Библиотека

Общежитие

Архив

Противодействие коррупции

Обработка персональных данных